Какие существуют методы выявления одаренных детей
В современном мире интерес к одаренным детям и выявление их талантов становится особенно популярным. Одаренностью считается способность и стремление ребенка к достижениям в разных социальных сферах и науке. Для работы с такой особой группой детей необходимо иметь специальный подход и основные понятия работы с ними.
Процесс развития одаренности должен выстраиваться по определенной схеме с учетом методик и принципов. Такой подход является индивидуализированным и реализуется в благоприятном возрасте, чтобы не навредить психико-эмоциональному состоянию в детском возрасте. Именно в такие года дети становятся способны проявлять свои личностные и особые способности.
Одаренный ребенок выделяется среди других яркими и выдающимися возможностями в любом виде деятельности. Психологи утверждают, что такие черты являются результатом взаимодействия наследственности и внешней среды. Проявляется такая успешность в разных формах – увлечение техникой, моделированием, рисованием, творческими направлениями, сочинением стихов и прочее. Судить об одаренности можно в комплексной оценке и анализе его поведения как в окружении других детей, так и за пределами учреждения.
Методы выявления одаренного ребенка
Особенные малыши совсем по-другому воспринимают все вокруг. Поэтому им характерны такие свойства:
- Высокая чувствительность ко всему происходящему.
- Высокий уровень проявления познавательной активности.
- Быстрое развитие интеллекта для получения новых знаний.
- Большая энергия и целеустремленность.
Чтобы выявить специфические задатки, следует провести длительный процесс анализа. Невозможно эффективно выявить способности одномоментным отбором или анкетированием. Для этого следуете разрабатывать поэтапные программы с применением следующих принципов:
- комплексная оценка поведения и развития детей для получения источников информации с широкого спектра способностей;
- длительное наблюдение для идентификации конкретных ярко выраженных возможностей в разных ситуациях;
- применение того вида деятельности, в котором он максимально проявляет свои склонности и интересы;
- использование специальных тренингов и оценку экспертов.
Какие существуют методики сейчас
Для выявления одаренных детей необходимо брать во внимание существующие методики, разработаны педагогами, специализирующимися в данной сфере. А.И.Савенковым было предложено несколько подходов для оценки одаренности.
Одна из них основывается на общей одаренности. Этот метод направлен родителям, которые должны оценить основные 9 характеристик своего чуда:
- Любознательность.
- Чувствительность.
- Прогнозирование.
- Словарный запас.
- Изобретательность.
- Оценка окружающей среды и людей.
- Требовательность.
- Рассудительность.
- Настойчивость.
Другой подход называется Карта одаренности, которая используется также педагогами, работающими с детьми. Применяется метод для детей в возрасте 5-10 лет и рассчитана на основные функции:
- Диагностическая – количественная оценка выраженности разных видов способностей позволит определить те, которые явно преобладают.
- Развивающая – направлена выявить и дальше развивать проявления детской одаренности. Это составляющая часть предназначена на перспективное развитие способностей, которые должны активно проявляться.
Комплексный подход в процессе выявления уникальных способностей должен выстраивать индивидуальную траекторию поведения и обучения детей. С помощью таких подходов можно активно проявлять личностное развитие и способствовать определению конкретной сферы деятельности. Самостоятельно ребенку тяжело полностью раскрыть свои возможности, для этого следует применять методы, принципы, модели диагностики и оценки одаренности.