SAPIENTI SAT центр по выявлению одаренных детей

Какие существуют методы выявления одаренных детей

В современном мире интерес к одаренным детям и выявление их талантов становится особенно популярным. Одаренностью считается способность и стремление ребенка к достижениям в разных социальных сферах и науке. Для работы с такой особой группой детей необходимо иметь специальный подход и основные понятия работы с ними.

Процесс развития одаренности должен выстраиваться по определенной схеме с учетом методик и принципов. Такой подход является индивидуализированным и реализуется в благоприятном возрасте, чтобы не навредить психико-эмоциональному состоянию в детском возрасте. Именно в такие года дети становятся способны проявлять свои личностные и особые способности.

Одаренный ребенок выделяется среди других яркими и выдающимися возможностями в любом виде деятельности. Психологи утверждают, что такие черты являются результатом взаимодействия наследственности и внешней среды. Проявляется такая успешность в разных формах – увлечение техникой, моделированием, рисованием, творческими направлениями, сочинением стихов и прочее. Судить об одаренности можно в комплексной оценке и анализе его поведения как в окружении других детей, так и за пределами учреждения.

Методы выявления одаренного ребенка

Особенные малыши совсем по-другому воспринимают все вокруг. Поэтому им характерны такие свойства:

  1. Высокая чувствительность ко всему происходящему.
  2. Высокий уровень проявления познавательной активности.
  3. Быстрое развитие интеллекта для получения новых знаний.
  4. Большая энергия и целеустремленность.

Чтобы выявить специфические задатки, следует провести длительный процесс анализа. Невозможно эффективно выявить способности одномоментным отбором или анкетированием. Для этого следуете разрабатывать поэтапные программы с применением следующих принципов:

  • комплексная оценка поведения и развития детей для получения источников информации с широкого спектра способностей;
  • длительное наблюдение для идентификации конкретных ярко выраженных возможностей в разных ситуациях;
  • применение того вида деятельности, в котором он максимально проявляет свои склонности и интересы;
  • использование специальных тренингов и оценку экспертов. 

Какие существуют методики сейчас

Для выявления одаренных детей необходимо брать во внимание существующие методики, разработаны педагогами, специализирующимися в данной сфере. А.И.Савенковым было предложено несколько подходов для оценки одаренности.

Одна из них основывается на общей одаренности. Этот метод направлен родителям, которые должны оценить основные 9 характеристик своего чуда:

  1. Любознательность.
  2. Чувствительность.
  3. Прогнозирование.
  4. Словарный запас.
  5. Изобретательность.
  6. Оценка окружающей среды и людей.
  7. Требовательность.
  8. Рассудительность.
  9. Настойчивость.

Другой подход называется Карта одаренности, которая используется также педагогами, работающими с детьми. Применяется метод для детей в возрасте 5-10 лет и рассчитана на основные функции:

  1. Диагностическая – количественная оценка выраженности разных видов способностей позволит определить те, которые явно преобладают.
  2. Развивающая – направлена выявить и дальше развивать проявления детской одаренности. Это составляющая часть предназначена на перспективное развитие способностей, которые должны активно проявляться.

Комплексный подход в процессе выявления уникальных способностей должен выстраивать индивидуальную траекторию поведения и обучения детей. С помощью таких подходов можно активно проявлять личностное развитие и способствовать определению конкретной сферы деятельности. Самостоятельно ребенку тяжело полностью раскрыть свои возможности, для этого следует применять методы, принципы, модели диагностики и оценки одаренности.

Возврат к списку