РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС.  
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧИТЬСЯ НА ОСНОВЕ СИРС.


Ris.jpg

Представляем Вам информацию об инновационной компьютерной Системе интенсивного развития способностей (СИРС) «Быстрое чтение, память, мышление» для дошкольников, школьников 1-11 классов, студентов, специалистов и руководителей. 
 
Технология СИРС (медали в Токио, Москве и Новосибирске) разработана Буровым А.Н. Лауреатом международных и отечественных конкурсов по информационным технологиям в образовании; директором Центра интенсивных технологий в образовании и медицине, канд. физ.-мат. наук, доц. кафедры специальной психологии НГПУ. 
 
СИРС - это результат реализации научно-исследовательского проекта «Развитие творческих способностей на основе информационных технологий» в целях оптимизации обучения, повышения качества образования всех участников образовательного процесса, развития конкурентноспособности. 
 
В настоящее время в системе образования используется педагогический подход к развитию психических функций, но, к сожалению, отсутствует системный подход при развитии интеллектуальных и креативных способностей учащихся. На уроках истории, литературы, математики, физики и т. д., в основном, развиваются только частично отдельные виды психических функций. 
 
В СИРС – технологии используется психологический и психолого-педагогический, системный подход к развитию способностей.

СИРС. МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ. 


tablica.jpg

СИРС содержит уникальные возможности формирования метадеятельности – универсальной деятельности, которая является надпредметной.
 
Способность к обучению позволяет легко и успешно усваивать новые знания, умения компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, а, следовательно, максимально реализовать свои возможности.

Развитие способностей к обучению является основой для повышения профессиональной компетентности, что позволит в дальнейшем решать жилищные и материальные проблемы. 

Креативность, согласно Гилфорду, - это беглость (количество идей в единицу времени), гибкость (переход от одного класса к другому) и нестандартность, оригинальность.

Беглость и гибкость – интеллектуальные компоненты. Поэтому продуктивность, например, креативных специалистов, руководителей, изобретателей, при одинаковых значениях нестандартности и оригинальности, будет зависеть от общего интеллектуального уровня, уровня развития психических функций.
 
Аналогично, и в спорте. Результативность в спортивных достижениях зависит от общефизической подготовки. Игнорирование этого факта приводит к резкому снижению спортивных результатов. 

Отметим, что технология СИРС является не только инструментом для развитие способностей человека, но и обеспечивает снижение психофизиологического воздействия на организм внешних факторов, повышая стрессоустойчивость и сопротивляемость организма за счет формирования комфортности.

Из нескольких тысяч компонентов способностей, согласно предложенной модели развития способностей, сформирована матрица, состоящая из 6 групп способностей, компоненты которых относятся к:
 
• восприятию и вниманию;
• представлению и воображению;
• навыкам чтения вслух и про себя; 
• памяти (зрительной, механической, ассоциативной, логической);
•мышлению (наглядно-действенное, наглядно-образное, пространственное, вербальное, логическое, абстрактно-логическое, креативное (беглость, гибкость, оригинальность), где, например, логическое мышление, в свою очередь состоит из следующих компонентов: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т. д.

После прохождения компьютерной диагностики компонентов способностей матрицы, легко строится оптимальная траектория развития способностей обучаемого, с учетом индивидуальных особенностей. 

СОСТАВ СИРС 


В базовый СИРС «Быстрое чтение, память, мышление» для дошкольников и школьников 1-11 классов входят следующие Электронные учебно - методические комплексы (ЭУМК):

- СИРС-1.0 Быстрое чтение, память, мышление; 
- СИРС-2.1 Логические аспекты понятийного мышления; 
- СИРС-2.2 Развитие наглядно-образного мышления, креативности (Танграм); 
- СИРС-3.1 Приемы умственной деятельности; 
- СИРС-3.2 Автоматизированное рабочее место (АРМ) Логопед
- СИРС-3.3 Устный счет.

СИРС ДОП-1(2014) содержит:
- СИРС-0 Развитие внимания (на основе теста Тулуз-Пьерона) (0-11 классы);
- СИРС-4.1 Английский язык. Пополнение словарного запаса на основе частотного словаря (1-11 классы);
- СИРС-5.1 Автоматизированная система обучения (АСО) Словесно-логическое мышление (0-11 классы);
- СИРС-5.2 Образно-логическое мышление (0-4 классы);
- СИРС-8.1 Автоматизированная система психологического тестирования.

СИРС ДОП-2(2015) содержит:
- СИРС-6.0 ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) (0-11 классы);
- СИРС-4.2 Английский язык. Фонетика (2-11 классы). 
- СИРС–4.3 Автоматизированная система обучения (АСО) Английский язык в схемах и таблицах (2-11 классы);
СИРС-8.2 Автоматизированная система психологического тестирования. Диагностика профессионального самоопределения (20 методик диагностики).
- СИРС–9.0 Автоматизированная система обучения (АСО) Русский язык в схемах и таблицах (2-11 классы); 
- СИРС-10.0 Предолимпиадная подготовка. Физика (7-11 классы);
- СИРС-11.0 Предолимпиадная подготовка. Математика (1-11 классы).

В настоящее время проводится экспериментальная проверка СИРС ДОП-2.

ВОЗМОЖНОСТИ СИРС:


реализация ФГОС - формирование умений учиться, которые активизируют деятельность учащихся по саморазвитию и самообразованию;
мониторинг уровня сформированности психических функций и познавательных универсальных учебных действий (УУД) школьников: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у школьников в условиях реализации ФГОС;
развитие способностей к изучению математики, физики, химии, биологии, иностранных языков в целях оптимизации обучения (получение максимальных учебных результатов при минимальных затратах времени и усилий учащихся и преподавателей);
подготовка школьников к олимпиадам;
коррекционно-развивающая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья;
подготовка детей к школе, развитие познавательной деятельности;

Дополнительно отметим, что технология СИРС является основой:

научно – исследовательской, проектной деятельности и технического творчества учащихся, студентов; 
повышения эффективности интеллектуального труда специалистов и руководителей, в целях оптимизации процесса принятия управленческих решений и повышения эффективности управленческой деятельности.

В образовательных учреждениях, как правило, развитие способностей на основе СИРС проводятся:

как факультативные занятия. Например, в Гимназии № 1 (Ханты-Мансийск) или МОУ СОШ № 10 (Нефтеюганск) школьники со 2 по 11 класс занимаются 2 раза в неделю в рамках интегрированного курса по информатике в начальных классах или как факультатив по психологии в средних и старших классах;
реализация ФГОС во внеурочной деятельности учащихся в целях формирования умений учиться (познавательный вид универсальных учебных действий) на основе СИРС;
в урочное время как обязательный предмет по выбору учащихся за счѐт часов школьного компонента (в целях непрерывного развития способностей к обучению;
в ходе занятий (на уроках информатики, математики, русского языка, литературы, математики, технологии т.д.) как средства формирования УУД;
в группах продленного дня.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИРС - ТЕХНОЛОГИИ


(Как увеличивается количество победителей олимпиад и медалистов)

Новосибирская гимназия № 7. В экспериментальном классе, где проводились курсы по СИРС в 3 классе и затем в 8, количество медалистов в этом выпуске оказалось больше в 3 раза по сравнению с классами, в которых СИРС - технология не использовалась.

Сингапайская школа Нефтеюганского района Тюменской области. Ученики 4 класса, которые в течение года интенсивно развивали способности с помощью СИРС - технологии (4 урока в неделю), заняли почти во всех номинациях призовые места на олимпиаде «Юниор-2008» среди школьников 4-х классов. 

Зайцевареченская школа Нижневартовского района ХМАО
СИРС – технология использовалась факультативно в течение 6 лет (4 урока в неделю). За последние 2 года – 55% выпускников-медалистов и 2 семиклассницы стали Лауреатами международных олимпиад. 

Осиновская школа Чулымского района Новосибирской области.
В 2010 г. 80 % выпускников – медалисты. В этой школе к СИРС относились как к спорту. Тренировки в старших классах проводились 3 раза в неделю по 2 урока. 

                                 

Наши координаты: 630058, Новосибирск, ул. Тружеников, 16А; Центр интенсивных технологий в образовании и медицине. Сайт в Интернете: www.sirs.ru. E-mail: burov@sirs.ru. Тел. (+7 383) 347-53-80, +7 913 926-13-69. Fax: (+7 383) 347-53-77. Лицензия № 8167 от 04.06.2013 г. Министерство образование, науки и инновационной политики Новосибирской области.